Статьи

Техники производства витражей

Современные технологии производства сделали виражи более доступными. Раньше их изготовление было крайне дорогим. Это были настоящие произведения искусства, а обладание ими - привилегией самых богатых слоев.

Сегодня эстетическая ценность витражей по-прежнему высока. Они остаются авторской работой художника, являются произведениями искусства или арт-объектами. Заказать их можно в витражной мастерской.

Рисунок витража может быть современным или стилизованным под старину, романтическим или прагматичным. А новые материалы и технологии в производстве открывают простор для экспериментов с формами, цветами и текстурами.


Современные витражи в зависимости от технологии изготовления можно разделить на настоящие и имитации. Настоящие витражи отличаются между собой видами используемого стекла и способами его соединения.
Это один из древних способов изготовления витражей. Классическую витражную технику использовали в основном при оформлении церковных помещений. Такие витражи отличаются долговечностью. Сегодня классические витражи на окнах сохранились в старинных замках и храмах, а также усадьбах Европы.

Витраж в этой технике собирают из кусочков стекла, которые скрепляют между собой при помощи металлического профиля. Места стыков спаивают.

Средневековые мастера для изготовления витражей использовали только свинцовый профиль. Он достаточно мягкий и непрочный, при этом довольно широкий - около 6 мм. Это не добавляет швам изящности. Свинцовый профиль в наше время используют для реставрации старинных витражей.

Сегодня сама технология осталась прежней, но используется новые материалы и инструменты. Для соединения стекол теперь берут более прочный материал: латунь или нейзильбер в зависимости от желаемого цвета перемычек. Это позволяет использовать более тонкий профиль и делать витражи более изящными.

Технология достаточно надежная. Она позволяет удерживать стекла толщиной до 4 мм и оптимальна для изготовления крупногабаритных витражных конструкций. У классического витража есть минус: жесткий профиль не дает возможности создавать мелкие элементы или изогнутые контуры изображения.
Процесс создания классических витражей состоит из нескольких этапов:

  • Создание эскиза
  • Эскиз разбивают на несколько фрагментов
  • Детали витража вырезают из стекла
  • Стеклянные фрагменты обтачивают на специальном станке до придания нужной формы и размера
  • Каждый стеклянный элемент закрепляют в металлическом профиле
  • Места стыков спаивают

От основы, которая представляют собой разноцветные стекла, зависит свето-пропускная способность. В наше время выбор витражных стекол огромен. Они не выцветают, окрашены в массе, имеют фактурность и разную светопроницаемость. Стекла бывают опаловые плотные, непрозрачные, полупрозрачные с разводами, прозрачные с разводами, прозрачные однотонные без разводов, разно-фактурные, рифленые, бесцветные.
Сегодня это самый распространенный вид настоящего витража. Техника Тиффани предполагает скрепление отдельных элементов из стекла при помощи припоя. В результате витражи Тиффани имеют сложные, причудливые контуры рисунка и могут быть объемными, изогнутыми, купольными.

Техника получила свое название в честь ее создателя Луиса Комфорта Тиффани. В конце XIX века он создал опаловое стекло, отличающееся необыкновенными эстетическими свойствами. Это стекло обладало необыкновенным внутренним светом и богатым разнообразием оттенков. Луис придумал также способ скрепления элементов витража: края стеклянных заготовок оборачивают медной лентой, складывают из заготовок композицию и пропаивают оловом все элементы по контурам. При этом швы витража можно сделать максимально тонкими и даже разной толщины, что придает витражу более рукотворный и индивидуальный вид.
Техника Тиффани дает в руки художнику массу возможностей. Можно использовать даже мельчайшие стеклянные элементы, в том числе выпуклые и вогнутые. Можно создавать эффект объемных и выпуклых изображений, скрепляя детали под разными углами. Это позволяет делать витражи не только для потолков, окон и дверей, но и для сложных объемных форм: светильников, люстр и декора интерьера.

Витражи Тиффани — всегда настоящие произведения искусства. Они отличаются необычайной реалистичностью изображений и образов, сравнимы с картинами, выполненными на холсте. Сборка витража в этой технике почти полностью ручная, настоящая авторская работа. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру.

Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:
  • Создание эскиза
  • Эскиз разбивают на несколько фрагментов
  • Детали витража вырезают из стекла
  • Стеклянные фрагменты обтачивают на специальном станке до придания нужной формы и размера
  • Каждый стеклянный элемент оборачивают медной клейкой лентой
  • Детали соединяют друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя
  • Патинирование линий пайки

У витражей Тиффани есть важное преимущество: устойчивость к перепадам температур и другим внешним воздействиям. Они не уступают по прочности изделиям из цельного стеклянного полотна даже несмотря на то, что состоят из отдельных фрагментов.
Фьюзинг

Это техника изготовления изделий из стекла путем сплавления в специальных высокотемпературных печах нескольких слоев разного цвета в единое целое. В результате получается стекло, которое не только сочетает в себе свойства каждого из слоев, но и приобретает во время плавления неповторимый узор. Фьюзинг позволяет создавать уникальные изделия с широкой палитрой цветов и рисунков. У таких витражей волнистая поверхность. Техника Фьюзинг предоставляет художнику возможность создавать уникальные композиции.

В арсенале современных художниково эта техника появилась сравнительно недавно, но, как оказалось, существовала еще в древние времена. Археологи обнаруживали остатки фьюзинговых изделий в гробницах фараонов.

Технология изготовления фьюзинговых витражей включает несколько этапов:
  • Разработка эскиза
  • Нарезка стеклянных деталей согласно эскизу
  • Сбор стеклянных заготовок
  • Спекание
На стекло-основу по подготовленному эскизу выкладывают рисунок из вырезанных разноцветных стеклянных элементов. В зависимости от рисунка, фрагменты могут быть наложены как в один, так и в два слоя. Для того, чтобы фрагменты прочно держались, их фиксируют на стекле-основе специальным клеем. Затем будущий витраж отправляют для спекания в печь.

Процесс спекания витража проходит несколько последовательных фаз:
  • медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое. Процесс слияния обычно происходит при температуре 800 градусов;
  • выдержка – поддержание определенной температуры, как правило, максимальной на протяжении некоторого времени;
  • охлаждение – это довольно длительная стадия. Происходит отжиг – возвращение цвета и формы. Температура очень медленно понижается для того чтобы не допустить внутреннего напряжения стекла;
  • полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.

Фьюзинг позволяет создавать многослойные и рельефные витражи с необыкновенным эффектом застывшей в стекле картины без металлических протяжек.
Комбинированные витражи

С помощью этой техники получают самые выразительные и высокохудожественные изделия. При создании таких витражей используют комбинацию сразу из нескольких техник, что позволяет добиться уникальных результатов, которые нельзя повторить в рамках применения какого-нибудь одного приема декорирования поверхности из стекла. Например, при изготовлении витражей большой площади мы часто комбинируем классическую технику с Тиффани.

Изготовление комбинированных витражей имеет ряд сложностей, так как в создании одного стеклянного изделия сочетают материалы, разные по своим свойствам.

Комбинированному витражу удается достичь необычайного по своей реалистичности эффекта трехмерного (3D) изображения, особого объема и глубины.
Коллажи

Представляют собой современную инновационную технику, отчасти похожую на классическую и Тиффани. Композиция такого витража воспринимается как очень легкая и прозрачная. Отсутствие четких линий узора, где все переходы необыкновенно плавные – главная особенность витража-коллажа.

Конструкция коллажей выглядит достаточно непринужденно и естественно, независимо от места ее размещения. А особенность технологии позволяет воспроизводить абсолютно любые изображения.

Процесс изготовления коллажа состоит из нескольких этапов:
  • Разработка эскиза
  • Нарезка разноцветных фрагментов стекла
  • Сборка деталей при помощи специального полимерного раствора (прозрачный силикон), на основание - обычное прозрачное стекло
Литые витражи

Техника, при которой каждый модуль стекла или выдувают, или отливают вручную.

Толщина стекла, которому придают поверхностную фактуру, усиливающую выразительность и преломляющую свет, варьируется в пределах от 5 до 30 мм. Для соединения стекол применяют цементный раствор и металлическую арматуру. Такие витражи применяют в масштабных общественных местах: вокзалах, станциях метро, банках.
Пленочный или накладной витраж

Пленочный витраж можно отнести к качественной имитации настоящего витража. Сегодня это один из самых современных способов создания псевдо витражей, довольно доступный и бюджетный.

Суть технологии: на стекло-основу накладывают разнообразные лавсановые витражные пленки, имитирующие цветное стекло. Затем на стыки пленки по линиям рисунка с двух сторон стекла наносят металлическую витражную протяжку. В качестве основы, как правило, используют каленое стекло 4 мм толщиной, для потолков берут оргстекло чтобы облегчить вес конструкции.

Мы используем качественные пленки компании Decra Led (Англия). Эти пленки не выцветают и не меняют свой цвет в процессе эксплуатации. Со временем их сцепление с основой усиливается, пленка фактически становится с ней одним целым. Кроме того, эти пленки визуально практически не отличить от настоящего витражного стекла.

Учитывая, что при создании витражей используют цельное стекло, изделия получаются наиболее прочными, что в свою очередь позволяет изготавливать витражи больших размеров. Готовый накладной витраж имеет меньший вес, и он идеально ровный.
Заливные витражи

Заливные витражи больше напоминают художественные стеклянные картины. Это довольно распространенный вид псевдо-витража, который представляет собой стекло, вручную расписанное силикатными красками.

Минусы этой техники: недолговечность, подверженность механическим повреждениям и высокий процент выгорания цвета. Из-за этого мы не изготавливаем заливные витражи.
Матовый или пескоструйный витраж

Пескоструйные витражи родились в конце XIX века. Суть этой техники состоит в обработке верхнего слоя стеклянной поверхности потоком из смеси сжатого воздуха и чистого кварцевого песка. Под воздействием абразива поверхность становится матовой.

Несмотря на кажущуюся простоту, работа в такой технике требует навыков и опыта обращения с оборудованием. Матировать стекло можно по всей поверхности или ее части с помощью шаблона, который позволяет получить гладкий рисунок на матированной поверхности и наоборот, матовый рисунок на гладкой поверхности.

Пескоструйная обработка возможна с двух сторон: с фронтальной и с тыльной. Кроме этого, она может быть углубленной или поверхностной или даже двусторонней. Зернистость рисунка варьируется от очень мелкой до грубой.
Фотопечать

Фотопечать включает несколько разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой технологии значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно наносить на твердую основу, например на стекло, либо на специальную пленку, которую затем наклеивают на поверхность.

Каждый вариант имеет свои особенности. Иногда на поверхность наносят лак или другую основу. Для печати можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.
Особенности технологий фотопечати:

  • Прямая фотопечать. Изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и размера при помощи специального принтера. Для создания изображения применяются специальные краски, которые под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур могут глубоко проникать в толщину стекла и позволяют достигать высокой детализации и яркости рисунка. При этом у исходного изображения должно быть максимально высокое разрешение.
  • Пленочная фотопечать. Полноцветное полиграфическое изображение наносят на пленку, которую наклеивают полимерным клеем на стекло. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает и прочно соединяет пленочное изображение со стеклом.
  • Триплексная фотопечать. Рисунок наносят на специальную пленку, которую затем помещают между двух листов стекла. Это наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.
  • Главными преимуществами фотопечати являются быстрые сроки изготовления, экологичность, сравнительно низкая стоимость и возможность имитации классических витражей.
Статьи