#rec244597037



Техники производства витражей

Классификация и описание
Классический витраж


Классический витраж – один из древних способов декорирования, который использовали в основном в церковных помещениях. В наше время сохранившиеся классические витражи на окнах можно увидеть, в старинных замках и храмах, а также усадьбах Европы.

Витраж в этой технике собирают из кусочков стекла, которые скрепляют между собой при помощи металлического профиля. Места стыков спаивают. Средневековые мастера для изготовления витражей использовали только свинцовый профиль. Он достаточно мягкий и непрочный, при этом довольно широкий (около 6 мм), что не добавляет швам изящности. Свинцовый профиль в наше время используют для реставрации старинных витражей.

Сегодня сама технология осталась прежней, но используется в сочетании с новыми материалами и инструментами. Для соединения стекол теперь берут более прочный материал: латунь или нейзильбер (в зависимости от желаемого цвета перемычек). Это позволяет использовать более тонкий профиль и делать витражи более изящными.

У классического витража есть минус: жесткий профиль не дает возможности создавать мелкомасштабные элементы и изогнутые контуры изображения. Сама технология достаточно надежная, она позволяет удерживать стекла толщиной до 4 мм, оптимальна для крупногабаритных витражных конструкций.

От основы, которая представляют собой разноцветные стекла, зависит свето-пропускная способность. В наше время выбор витражных стекол огромен. Они не выцветают, окрашены в массе, имеют фактурность и разную светопроницаемость. Стекла бывают опаловые (плотные, непрозрачные), полупрозрачные с разводами, прозрачные с разводами, прозрачные однотонные без разводов, разно-фактурные, рифленые, бесцветные.
Тиффани
Сегодня это самый распространенный вид витража. Тиффани — разновидность паечной витражной технологии, которая предполагает скрепление отдельных частей стекла при помощи припоя. В результате витражи Тиффани имеют сложные, причудливые контуры рисунка. Они могут быть объемными, изогнутыми, купольными.

Техника получила свое название в честь ее создателя Луиса Комфорта Тиффани, который в конце XIX века создал опаловое стекло, обладающее необыкновенными эстетическими свойствами. Это стекло обладало необыкновенным внутренним светом и богатым разнообразием оттенков. Луис придумал также способ скрепления элементов витража: края стеклянных заготовок оборачивают медной лентой, складывают композицию и пропаивают оловом все элементы по контурам. При этом швы витража можно сделать максимально тонкими и разной толщины, что придает витражу более рукотворный и индивидуальный вид.

Техника Тиффани дает в руки художника массу возможностей. Можно использовать даже мельчайшие стеклянные элементы, в том числе выпуклые и вогнутые. Можно создавать эффект объемных и выпуклых изображений, скрепляя детали под разными углами. Это позволяет делать витражи не только для потолков, окон и дверей, но и для сложных объемных форм: светильников, люстр и декора интерьера.

Витражи Тиффани — настоящие произведения искусства. Они отличаются необычайной реалистичностью изображений и образов, сравнимы с картинами, выполненными на холсте. Сборка витража в этой технике почти полностью ручная, настоящая авторская работа. Каждый витраж поистине уникален и индивидуален, повторить его в точности невозможно даже самому опытному мастеру.

Процесс создания витражей Тиффани состоит из нескольких этапов:

Создание эскиза
Эскиз разбивают на несколько фрагментов
Детали витража вырезают из стекла
Стеклянные фрагменты обтачивают на специальном станке до придания нужной формы и размера
Каждый стеклянный элемент оборачивают медной клейкой лентой
Детали соединяют друг с другом при помощи свинцово-оловянного припоя
Патинирование линий пайки
Витражи Тиффани устойчивы к перепадам температур и другим внешним воздействиям. Они не уступают по прочности изделиям из цельного полотна даже несмотря на то, что состоят из отдельных стеклянных фрагментов.
Фьюзинг

Фьюзинговый витраж — это кусочки стекла разных цветов, которые сплавляют в специальных высокотемпературных печах. У таких витражей волнистая поверхность. Техника Фьюзинг предоставляет художнику возможность создавать уникальные композиции.

В современном мире эта техника появилась сравнительно недавно, но как оказалось, существовала еще в древние времена. Археологи обнаруживали остатки фьюзинговых изделий в гробницах фараонов.

Технология заключает в себе несколько этапов:

Разработка эскиза
Нарезка стеклянных деталей согласно эскизу
Сбор стеклянных заготовок
Спекание
На ровную поверхность кладут стекло-основу, на которой по подготовленному эскизу выкладывают рисунок из вырезанных разноцветных стеклянных элементов. Для того, чтобы фрагменты прочно держались, их фиксируют на стекле-основе специальным клеем. Вторым стеклом-основой накрывают собранный рисунок. Таким образом, образуется стеклянный «сэндвич», а готовое изделие получается довольно толстым. «Сэндвич» запекают в печи при высоких температурах.

Процесс спекания витража проходит несколько последовательных фаз:

  • медленное нагревание, начиная с комнатной температуры и до 650 – 900 градусов. Стекло плавится и края спекаются друг с другом и со стеклом-основой, образуя единое целое. Процесс слияния обычно происходит при температуре 800 градусов;
  • выдержка – поддержание определенной температуры, как правило, максимальной на протяжении некоторого времени;
  • охлаждение – достаточно быстрая стадия, температура резко снижается до уровня чуть выше температуры отжига;
  • отжиг – это остывание стекла до 580 градусов, когда стеклу возвращается первоначальный цвет и форма;
  • полное охлаждение – остывание изделия естественным путем до комнатной температуры.
Фьюзинг позволяет создавать многослойные и рельефные витражи с необыкновенным эффектом застывшей в стекле картины без металлических протяжек.
Фацетные витражи




Это не отдельная техника, ее используют как дополнение к классическим, пленочным витражам или Тиффани. Все или часть элементов композиции подвергают огранке по периметру. Ограненные стеклянные детали называют фацетами. Как правило, для изготовления фацетов используют прозрачное стекло или с легким цветным оттенком. Уникальная способность подобного декора преломлять особым образом естественный и искусственный свет, тем самым образуя эффектное сияние, подобное драгоценным камням.

Фацетные стеклянные элементы изготавливаются разной формы, размера и угла огранки из осветленного стекла толщиной от 4 до 10 мм. Для усиления эффекта преломления лучей снимается более широкая фаска. Поэтому требуется более толстое стекло и увеличивается вес готового витража.



Процесс создания состоит из трех этапов:

Проектирование и
создание детали
Шлифовка кромки по периметру стеклянной детали при помощи специального станка под определенным углом
Полировка поверхности детали до прозрачности
Главные преимущества фацетных витражей – долговечность, прочность конструкции и необычные визуальные эффекты.
Матовый или пескоструйный витраж



Пескоструйные витражи родились в конце XIX века. Суть этой техники состоит в обработке верхнего слоя стеклянной поверхности потоком из смеси сжатого воздуха и чистого кварцевого песка. Под воздействием абразива поверхность становится матовой.

Несмотря на кажущуюся простоту, работа в такой технике требует навыков и опыта обращения с оборудованием. Матировать стекло можно по всей поверхности или ее части с помощью шаблона, который позволяет получить гладкий рисунок на матированной поверхности и наоборот, матовый рисунок на гладкой поверхности.

Этапы пескоструйной обработки стекла включают:

Выбор и обработку рисунка
Изготовление трафарета

Подготовку материала-основы (стекла, оргстекла или зеркала)
Фиксацию трафарета
Обработку поверхности смесью сжатого воздуха с абразивом (кварцевым песком) под высоким давлением


Нанесение защитного слоя из гидрофобного лака
Пескоструйная обработка возможна с двух сторон: с фронтальной и с тыльной. Кроме этого, она может быть углубленной или поверхностной или даже двусторонней. Зернистость рисунка варьируется от очень мелкой до грубой.
Заливные витражи




Заливные витражи больше напоминают художественные стеклянные картины. Это наиболее распространенный вид псевдо-витражей, который представляет собой стекло, вручную расписанное силикатными красками.

Процесс изготовления состоит из нескольких этапов:

Создание эскиза в натуральную величину с разделением его на цветовые фрагменты
Перенесение рисунка на стекло путем наложения стекла на эскиз
Нанесение контура изображения
После полного высыхания контура, рисунок заполняют витражными красками соответствующих цветов кисточкой или пипеткой
Минусы этой техники: подверженность механическим повреждениям и высокий процент выгорания цвета.
Пленочные витражи (накладной витраж)


Пленочный витраж можно сравнить с аппликацией, где вместо традиционной цветной бумаги применяют лавсановую пленку. Такой витраж можно отнести скорее к качественной имитации настоящего витража. Сегодня это один из самых современных способов создания псевдо-витражей, довольно доступный и бюджетный.

Суть технологии: на стекло-основу накладывают разнообразные витражные пленки фирмы RecalLed (Англия), имитирующие цветное стекло. Затем на стыки пленки по линиям рисунка с двух сторон стекла наносят металлическую витражную протяжку. В качестве основы, как правило, используют каленое стекло 4 мм толщиной, для потолков берут оргстекло чтобы облегчить вес конструкции.

Учитывая, что при создании витражей используют цельное стекло, изделия получаются наиболее прочными, что в свою очередь позволяет изготавливать витражи больших размеров. Готовый накладной витраж имеет меньший вес, и он идеально ровный.
Фотопечать

Фотопечать включает несколько разных техник переноса изображений на твердую поверхность. С появлением этой технологии значительно расширились возможности дизайнеров при оформлении интерьера. Рисунок можно наносить на твердую основу, например на стекло, либо на специальную пленку, которую затем наклеивают на поверхность.

Каждый вариант имеет свои особенности. Иногда на поверхность наносят лак или другую основу. Для печати можно применять как матовую, так и прозрачную пленку.

Особенности технологий фотопечати:

  • Прямая фотопечать. Изображение печатается на стеклянной поверхности любой фактуры и размера при помощи специального принтера. Для создания изображения применяются специальные краски, которые под воздействием ультрафиолетовых лучей и высоких температур могут глубоко проникать в толщину стекла и позволяют достигать высокой детализации и яркости рисунка. При этом у исходного изображения должно быть максимально высокое разрешение.
  • Пленочная фотопечать. Полноцветное полиграфическое изображение наносят на пленку, которую наклеивают полимерным клеем на стекло. Затем под воздействием ультрафиолета клей отвердевает и прочно соединяет пленочное изображение со стеклом.
  • Триплексная фотопечать. Рисунок наносят на специальную пленку, которую затем помещают между двух листов стекла. Это наиболее надежный и прочный метод фотопечати, т.к. изображение защищено с обеих сторон стеклом.
Главными преимуществами фотопечати являются быстрые сроки изготовления, экологичность, сравнительно низкая стоимость и возможность имитации классических витражей.
Комбинированные витражи
С помощью этой техники получают самые выразительные и высокохудожественные изделия. При создании таких витражей используют комбинацию сразу из нескольких техник, что позволяет добиться уникальных результатов, которые нельзя повторить в рамках применения какого-нибудь одного приема декорирования поверхности из стекла. Например, техника Тиффани чудесно сочетается с фацетной.

Комбинированные витражи изготавливаются исключительно по индивидуальному заказу. Они имеют ряд сложностей, так как в создании одного стеклянного изделия сочетают материалы, разные по своим свойствам.

Комбинированному витражу удается достичь необычайного, по своей реалистичности, эффекта трехмерного (3D) изображения, особого объема и глубины.
Коллажи



Представляют собой современную инновационную технику, отчасти похожую на классическую и Тиффани.

Композиция такого витража воспринимается как очень легкая и прозрачная. Отсутствие четких линий узора, где все переходы необыкновенно плавные делают это главной особенностью витража-коллажа.

Конструкция витражей-коллажей выглядит достаточно непринужденно и естественно, независимо от места ее размещения. А особенность технологии позволяет воспроизводить абсолютно любые изображения.

Процесс изготовления состоит из нескольких этапов:

Разработка эскиза
Нарезка разноцветных фрагментов стекла
Сборка деталей при помощи специального полимерного раствора (прозрачный силикон), на основание - обычное прозрачное стекло
Литые витражи




Техника, при которой каждый модуль стекла или выдувают, или отливают вручную.

Толщина стекла, которому придают поверхностную фактуру, усиливающую выразительность и преломляющую свет, варьируется в пределах от 5 до 30 мм. Для соединения стекол применяют цементный раствор и металлическую арматуру. Такие витражи применяют в масштабных общественных местах: вокзалах, станциях метро, банках.


Хотите такой витраж?

Оставьте заявку через
Сайт, либо позвоните нам

Телефон: +7(495)204-23-11
E-mail: info@classicglass.ru
свежее в разделе «витражи»
Есть вопрос по изготовлению витражей?
Консультация художника-витражиста в один клик: